?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мария Волконская, Полина Анненкова, Екатерина Трубецкая...
Их было 11 - тех, кто последовал в Сибирь вслед за мужьями.
Это о них писал Н. Некрасов в поэме "Русские женщины":
- Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном - не более,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!

Мы восхищаемся ими со школьной скамьи.
Мы говорим о любви и верности супружескому долгу.
Но дома у этих женщин остаются дети.
Остаются сиротами при живых родителях.

У А. Муравьёвой, пока она находится в Сибири, умирают две дочери.
Одна, ещё совсем крошка, от болезни.
Вторая, постарше, сойдя с ума.
Почему нравственный выбор между детьми и мужем решается в пользу мужа?

Да - любовь, бескомпромиссность, желание облегчить тяготы сибирской каторги.
Но вот декабрист Якушкин категорически запретил своей жене покидать детей.
Его сыновья Вячеслав и Евгений получили хорошее воспитание и образование.
Они не узнали, что такое сиротство.

Подвиг во имя мужей не был безответственностью по отношению к детям?

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
knittedbag
Dec. 14th, 2011 09:16 am (UTC)
я бы осталась с детьми. Так от меня было бы больше пользы.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 09:18 am (UTC)
Лена, спасибо за честность Я тоже так считаю.
(no subject) - knittedbag - Dec. 14th, 2011 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_catari - Dec. 14th, 2011 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - knittedbag - Dec. 14th, 2011 09:30 am (UTC) - Expand
empin
Dec. 14th, 2011 09:17 am (UTC)
Хуже было так и не сделать выбор, умерев самой.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 09:19 am (UTC)
Дипломатично ушёл от ответа.)
(no subject) - empin - Dec. 14th, 2011 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_catari - Dec. 14th, 2011 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - empin - Dec. 14th, 2011 11:05 am (UTC) - Expand
igor_kn
Dec. 14th, 2011 09:34 am (UTC)
Как все меняется, раньше восхищались, теперь ставим под сомнение. Наверно ответ неоднозначен. Как пример любви к мужу очень достойно, как к детям судя по всему нет. Я бы не стал так говорить про безответственность, решали они в то время и согласно своим чувствам. Кто знает, что бы мы чувствовали на их месте?
lady_catari
Dec. 14th, 2011 10:05 am (UTC)
Этого знать мы не можем. Но, может быть, на выбор ещё влияло и романтическое воспитание и то, что дворянки были оторваны от повседневного ухода за детьми.
(no subject) - igor_kn - Dec. 14th, 2011 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_catari - Dec. 14th, 2011 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadya_rosenberg - Dec. 14th, 2011 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_kn - Dec. 14th, 2011 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadya_rosenberg - Dec. 14th, 2011 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_catari - Dec. 14th, 2011 12:16 pm (UTC) - Expand
luvida
Dec. 14th, 2011 09:51 am (UTC)
"Каждый выбирает для себя...". Нет у меня однозначного ответа, потому что подробностей их частной жизни не знаю. Не думаю, что они отказались от детей в пользу мужей.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 12:07 pm (UTC)
Но по сути ведь так получилось.(
xaxa
Dec. 14th, 2011 11:11 am (UTC)
вот это меня всегда удивляет , особенно в историях о насилии над детьми , когда мать занимает сторону не детей , а насильника мужа , как то всё это дико .
lady_catari
Dec. 14th, 2011 12:09 pm (UTC)
Для меня тоже дико.
jejenick
Dec. 14th, 2011 11:33 am (UTC)
Ох, нелёгкий выбор. И однозначный ответ, даже будучи в такой ситуации, мне кажется, дать очень сложно. И не факт, что такой ответ будет правильным.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 12:11 pm (UTC)
Очень нелёгкий выбор. Просто каждый как-то решает в силу своего мировоззрения.
nadya_rosenberg
Dec. 14th, 2011 12:05 pm (UTC)
у меня есть знакомая женщина, которая рано потеряла мужа, он умер от рака совсем молодым. осталось двое детей, она воспитывала их одна, не вышла замуж больше ни разу. и вот однажды сказала мне, что дескать, если бы был выбор между мужем и сыновьями, выбрала бы мужа, типа я так его любила. я была в шоке. потом прошло время и я поняла, почему один ее сын два раза был судим (однажды за убийство человека), второй бросил двух женщин с детьми (собственными, разумеется уже) - самый невероятный эгоист из всех, кого я встречала. в итоге она потеряла и мужа и сыновей (если мы не можем ими гордиться, то это ведь все равно, что потеря).
в общем, для меня очевидно первенство ребенка, хотя бы потому, что он - плоть и кровь матери, это 9 месяцев пуповины. а мужчина...мужчина это всего лишь биология с анатомией как ни крути.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 12:14 pm (UTC)
Для меня тоже очевидно первенство ребёнка.
Но не соглашусь с тем, что если мы не можем ими гордиться, то это всё равно, что потеря. Мать, по-моему, всегда будет любить. В любой ситуации.
(no subject) - nadya_rosenberg - Dec. 14th, 2011 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_catari - Dec. 14th, 2011 12:58 pm (UTC) - Expand
happyan
Dec. 14th, 2011 12:42 pm (UTC)
Они, конечно, героини. Мужьям, действительно , было хуже, чем детям, всё-таки каторга, а дети с бабушками, нянями. Но я бы однозначно выбрала свою детку. Мы ещё на Анну Каренину диву давались, как она могла сына бросить.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 12:57 pm (UTC)
Да, помню тот разговор про Каренину.
eva_vitli
Dec. 14th, 2011 01:24 pm (UTC)
Я тоже такой вопрос у себя задвала, только ты еще написала исторические данные.
Я бы не смогла оставить детей и муж бы мне никогда этого не позволил.

Когда-то читала Д.Стил "Большей любви не бывает" Про гибель "Титаника" Мать остается погибать с мужем, хотя могла бы сесть на шлюпку, не села. Отправила детей со страшей дочерью. Было очень жаль её мужа, когда описывалась сцена, но вот тоже я не могу понять, как она оставила детей.
lady_catari
Dec. 14th, 2011 01:29 pm (UTC)
Ну, вот, опять мы солидарны.
Всё-таки подобное притягивается подобным.)
(no subject) - eva_vitli - Dec. 14th, 2011 02:26 pm (UTC) - Expand
the_bestova
Dec. 14th, 2011 01:58 pm (UTC)
Сложный вопрос...
lady_catari
Dec. 14th, 2011 02:41 pm (UTC)
Как часто бывает в жизни.
(no subject) - the_bestova - Dec. 14th, 2011 02:50 pm (UTC) - Expand
l_eriksson
Dec. 14th, 2011 03:54 pm (UTC)
Потрясающий пост - отчасти на эту тему: http://vera-every.livejournal.com/194192.html#cutid1
lady_catari
Dec. 14th, 2011 04:33 pm (UTC)
Спасибо.
la_venteuse
Dec. 14th, 2011 04:31 pm (UTC)
Был определенно. Женщина должна заботиться прежде всего о детях, раз уж их родила. Но тут, пожалуй, еще и мужья очень "ответственные".
lady_catari
Dec. 14th, 2011 04:36 pm (UTC)
Да, и думаю это не было бы предательством мужей.
(no subject) - la_venteuse - Dec. 14th, 2011 04:39 pm (UTC) - Expand
pharaom
Dec. 14th, 2011 07:13 pm (UTC)
Это больные женщины и я этого не понимаю.
lady_catari
Dec. 15th, 2011 02:21 am (UTC)
А раньше мы считали их героинями. Наверное, как-то мировоззрение поменялось. По крайней мере, у меня.
lady_any1990
Dec. 14th, 2011 07:19 pm (UTC)
мне кажется детей нельзя было бросать...на худой конец с собой потащить.
lady_catari
Dec. 15th, 2011 02:22 am (UTC)
Царь издал указ, запрещающий брать с собой детей. Поэтому или - или.
gg18
Dec. 14th, 2011 08:16 pm (UTC)
Об этом никогда не думала. Наверное они надеялись помочь мужьям и детей оставляли на родных. Детям нужна мать, но у каждого своя судьба и воможно им было тогда видней. Смертность была высокая, срок жизни - маленький. В 40 лет - беззубые старухи. Сложно их осуждать.

lady_catari
Dec. 15th, 2011 02:23 am (UTC)
Это даже не осуждение, в непонимание.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

lady_catari
lady_catari

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel